Краснодарский
краевой Центр
ЮНЕСКО

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЮНЕСКО

Вы здесь: ГлавнаяКультураЗемли амазонок

Земли амазонок

В издательстве Edition Manufaktur Muenchen (Мюнхен, Германия) вышла книга члена Русского географического общества, председателя комиссии культурно-исторического наследия стран Черноморского бассейна Краснодарского регионального отделения РГО, президента Краснодарского краевого культурно-исторического Центра ЮНЕСКО, академика МАНЭБ, Литвина Виталия Витальевича «Земли амазонок». Книга издана при содействии Представительства Земли Бавария в Российской Федерации и Группы компаний ГИК. Богато иллюстрированная книга, изданная в подарочном исполнении по заданию Краснодарской фирмы «Черноморская медиа-груп» на английском и русском языках, повествует с позиций респектабельных наук – историографии, археологии, этнографии, антропологии о феномене амазонок Причерноморья. Книга написана автором с мест античных событий – Северная Африка, Малая Азия, Юг России образным и высокохудожественным языком, увлекая читателя в круг событий, подчас весьма драматических, вошедших в классическую традицию античного мира. Художники Краснодара прекрасно дополнили мир погружения в тайны феномена древних воительниц – их произведения на полных разворотах книги большого формата создают дух романтизма в боевых образах темы женского воинства.

Тема античных амазонок Причерноморья, как оказывается, естественным образом связана со становлением железного века. Исторически сложилось так, что географически древняя столица амазонок Фемискира находилась на том же месте, что и место, где жили древние железоделательные металлурги – халибы. Автор нашел несколько исторических параллелей в этих двух темах. Аристотель, Лисий и другие авторы в коротких сообщениях писали с разных позиций о месте производства железного оружия и торговли им, а эта территория является смежной с царством хеттов, впервые получивших металлургическое железо на Земле. Исследование это в нашей теме амазонок вполне могло бы быть пристрастным и называться «Критический анализ», но симпатии, которые питали древние к ней настолько устойчивы и многообразны, что, увлекая за собой сотни поколений творцов, а позже ученых разных направлений, в том числе археологов, антропологов, эти силы непреднамеренно создали теперь всемирный пантеон идей союза свободы и бесстрашия, отваги и независимости, безжалостной жестокости и романтической красоты, что не хватает сил обойтись с ней так бездушно…

На протяжении около 1000 лет авторитетные античные источники, с nomen gloriosum описывали в разных коллизиях и местах амазонок, считая их совершенно реально существующими или существовавшими сообществами. Обустройство их образа жизни, условия быта и способы жизнеобеспечения и поддержания рода, и, главное возникновение, конечно, вызывают вопросы у современных исследователей, и просто интересующихся этой темой людей. Попытаемся увидеть общее в гипотезах происхождения этого явления, которые нам оставили авторы разных столетий…

III век до н.э.

Версия Эфора о происхождении амазонок содержится в его схолии к трудам эпического поэта Апполония Родосского, главы библиотеки Мусейона в Александрии…

I век до н.э.

Диодор Сицилийский описывает народ, в котором управление осуществляли женщины, они принимали равное участи с мужчинами в воинских занятиях...

I век до н.э. – I век н.э.

В эпитоме, принадлежащей перу Юния Юстина содержится под авторством Помпея Трога (II, 4) описание происхождения амазонок из скифов, жены которых основали царство амазонок…

6 век н.э.

Иордан в своей «Гетике» писал об образовании государства женщин так: «После его (Готского короля Танаузиса) кончины, когда войско при его преемниках совершало походы в других странах, некое соседнее племя попыталось захватить готских женщин как добычу…

15 век

На острове Испаньола (современный Гаити) испанский монах Рамон Пане по поручению Х.Колумба в 1497 году, как известно открывшего для европейцев Америку в 1491 году, принялся собирать аравакских преданий о происхождении амазонок. Вот краткое изложение его версии…

16 век

Среди племен Аризоны и Ново Мексики бытовала оригинальная легенда о происхождении амазонок. Это вариант племени сиа…

17-18 века

Александр Гумбольдт, изучая обширный фольклорный материал, собранный им в разных племенах по реке Ориноко и в бассейне Амазонки, по сообщениям в Энкарамаде миссионера Джили, опросившего индейцев куакуа, делает выводы о том, «что в различных частях Америки женщины, наскучив рабством, в котором их держали мужчины, объединились, подобно беглым неграм, в palenque;..

Гендерная эволюция

Литературная историко-культурная традиция Эллинистического и Римского периода, в заметной степени содержащая тему амазонок, адресует нас к истокам социализации поло-ролевых функций в столкновениях сообществ, стоящих на различных ступенях организации. Амазонки предстают неясной силой из забытого прошлого, на фоне которой выделяются их предводительницы уже с конкретными образами, не вызывающими отторжения…

…Геродот, Эфор, Лисий, Гиппократ, Диодор Сицилийский, Помпоний Мела, Помпей Трог, Старбон, Плутарх, Палефат, Квинт Курций, Плиний, Апполоний Родосский, Юстин, Арриан, Квинт Смирнский и другие авторы в различной манере и детализации описывают картину женских вооруженных сообществ, ведущих боевые действия… В Греции, в Галикарнасе, (совр. город Бодрум в Турции) там, где Геродот родился и получил воспитание, социальное положение женщины было другое, чем у кочевников, даже имеющих высокий статус в племенах…

…Здесь нужно уступить место женщине, безусловно, глубоко владеющей вопросами соотношения сознания и бессознательного в сфере нашего рассмотрения. Эстес Кларисса Пинкола в своем труде «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» заметила, что «все мы тоскуем по первозданному. Культура предлагает нам не слишком большой выбор противоядий от этой тоски. Мы научились стыдиться подобным влечениям. Мы отрастили длинные волосы и привыкли скрывать под ними свои чувства, но днем и ночью за нашей спиной таится тень первозданной Дикой Женщины. Где бы мы не ступали, эта тень крадется следом и, определенно, она опирается на четыре лапы»…

© 1998—2016 Все права защищены. Краснодарский краевой Центр ЮНЕСКО